marfa29: (и?)
marfa29 ([personal profile] marfa29) wrote2010-10-03 11:50 am

унылый наброс

Не понимаю, как можно уважать чужое мнение.
Речь не идёт о выборе меню обеда, тут я временами даже готова на разумные компромиссы. Я не понимаю, как, например, убеждённый монархист может уважать взгляды республиканца, и наоборот. Как убеждённый атеист может уважать мировоззрение верующего? Уважать личность со всеми её достоинствами и недостатками – да, но не совершенно неверное представление о бытии, на котором основана вся душевная жизнь. Уважать то, что в рамках твоей картины мира есть мракобесие, это как быть немножко беременным.
Сто лет назад я впервые приехала в Израиль и со мной стали происходить разнообразные чудеса. На второй или третий день я шла по старому Иерусалиму и кляла себя последними словами за то, что не взяла, так сказать, первоисточник, по которому могла бы сверяться, как по путеводителю. Поскольку нахожусь в месте произошедших два тыщи лет назад событий, и не могу сориентироваться. С этими мыслями свернула в крохотную протестантскую церковь, где на столе лежала Библия на русском языке. Под табличкой: бери, мол, это бесплатно.
Когда я, вернувшись в религиозное поселение, где жила у подруги, рассказала эту историю взахлёб, подруга ответила задумчиво, что вообще-то не стоило мне эту книгу даже приносить. Потому что она, подруга, как человек иудейской веры, должна по-хорошему оторвать Новый завет от Старого и избавиться, понятно от какой части. У меня тогда вся башка была забита уважением к чужому мировоззрению, и очень не сразу до меня дошла подружкина правота.
Цитата из Вольтера про готовность отдать жизнь, выдранная из контекста – не аргумент, я вчера сама ею полночи размахивала, и получила за это.
Ещё.
Пару лет назад чудесная френдесса, занимавшаяся помощью РДКБ, собирала деньги на срочную операцию ребёночку. Больше и быстрее всех дали, как она написала, её «друзья-фашисты». Я слегка просела от недопонимания, потому что даже как шутку воспринять таких друзей не получалось, не говоря уже о том, что девочка - еврейка. В том же посте она оправдывалась, фашистов этих оправдывала, а я, достаточно быстро поняв, что они просто дураки малолетние, думала: если бы деньги собирала я, чистоплюйка, операцию ребёнку могли бы и не успеть сделать в срок. Хотя, об уважении взглядов, конечно, тут речь не идёт, только о широте.

Чего это я разошлась? Был бы тут Герасим, он бы сказал: «Анастасия, пупсик, да брось ты это всё. Не выпить ли нам винища?» И был бы прав, что меня на принципиальную нудятину потянуло?
(deleted comment)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 08:46 am (UTC)(link)
Она меня не выгнала из дому и не сделала того, о чём говорила. Но тут, наряду с уважением к моей собственности, эмоциональное отторжение, как признак искренней и глубокой веры, которая не может не сопровождаться нетерпимостью.
У мине и крестик был, я прятала, она терпела:)
(deleted comment)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 09:17 am (UTC)(link)
О сильных антихристианских эмоциях речь не шла, поскольку описываемые мной милые люди советского происхождения ещё в совке знали достаточно о иудаизме и христианстве. Не разделяя чужого мировоззрения, я абсолютно верю в силу и искренность эмоций многих моих друзей, и очень боюсь обобщений.
(deleted comment)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 09:40 am (UTC)(link)
Вы, скорее всего, правы. Но я, в данном случае, о защите своего, а не о нападении на чужое.
(deleted comment)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 09:59 am (UTC)(link)
Это давнее происшествие, видимо, тем меня и поразило, что ни дружеские отношения, ни формальная вежливость не помешали подруге остановить меня тогда. Наверное, я вижу всё однобоко, давно это было. Ещё и потому, что с явлением в целом, к счастью, не знакома:)

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2010-10-03 08:29 am (UTC)(link)
так чужое мнение обычно и не уважают. Человека уважают, мнение терпят.

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 08:55 am (UTC)(link)
Ващета, кто как. Есть ещё такое понятие - плюрализм, на мой взгляд вполне бессмысленное, но ведь кто-то им руководствуется неформально?

[identity profile] mochalkina.livejournal.com 2010-10-03 08:57 am (UTC)(link)
ну вот плюрализм - это, наверное, и есть когда терпят?

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 09:03 am (UTC)(link)
непохоже, смотри, что про него написано: философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Полная бессмыслица. Терпеть можно непонимание, ошибочный взгляд, глупое упрямство, а если уж признаёшь, что видов бытия больше одного, это точно к психиатру.

[identity profile] http://users.livejournal.com/_aleine_/ 2010-10-03 10:10 am (UTC)(link)
Так давно же сказано, что плюрализм в одной голове - это шизофрения. :) Только напрочь забыла, кто это сказал. :(

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 10:34 am (UTC)(link)
Очень умный человек.

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 10:32 am (UTC)(link)
Помню, ярко сказано, хотя и упрощение это, не может же она быть в разных головах. Доводя до абсурда, можно сказать, что одно убеждение в нескольких головах - это муравейник. Или Змей-Горыныч.

[identity profile] irina-perets.livejournal.com 2010-10-03 11:42 am (UTC)(link)
Нёма Коржавин, друг нашей семьи большой друг моего дяди, как-то сказал ему, еще в конце 80-ых: "Сёма, плюрализм в одной голове - это сумасшедший дом". Как раз о том, о чем Вы рассуждаете :)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 11:44 am (UTC)(link)
Да, уважаемая, ниже по ветке мы вспоминали именно эти его словаю

[identity profile] irina-perets.livejournal.com 2010-10-03 11:48 am (UTC)(link)
Ах да, душенька, не посмотрела.
Но Нёма любит повторять этот афоризм.
Мне случалось как-то отвозить старика на одну его творческую встречу. Он и там это сказал. У каждого свои пластинки :)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 12:14 pm (UTC)(link)
Простительно, он замечательный всё-таки человек.

[identity profile] raf-sh.livejournal.com 2010-10-03 09:23 am (UTC)(link)
По делам их узнаете их.
А не по словам. Тем более непроизнесенным.

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 09:29 am (UTC)(link)
да, так

[identity profile] manat9.livejournal.com 2010-10-03 11:28 am (UTC)(link)
По-моему, "уважать чужое мнение" все-таки означает уважать право другого человека иметь это мнение. Нет?
Так моя сестра еще давно свирепо отстаивала в наших разговорах Лужкова (первое, что пришло в голову), не желая принимать никаких аргументов против. Я знаю, чем она обосновывала свое мнение, понимала сестру, но, считая ее аргументы ничтожными, продолжала относиться к ней по-прежнему.

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 11:38 am (UTC)(link)
Уважать право иметь... Да, пожалуй, хотя это равно уважению права заблуждаться. Лужков - причина для конфликта всё же мелкая, и, понятно, для ваших отношений непринципиальная. К тому же, это не вопрос веры, это вопрос владения информацией. Я всё же о более определяющих вещах.

[identity profile] manat9.livejournal.com 2010-10-03 11:51 am (UTC)(link)
А кто и что определяет, кто заблуждается, а кто владеет истинным знанием? Мои ли верующие друзья или я, далеко далекая от веры в господа нашего бога? (А уж сколько сугубо материальных вопроов и разногласий это порождает в наше время!)
Да и наши разговоры о Лужкове тоже ведь вырастали из дилеммы "ворюга-кровопийца"...
Чем больше живу, тем больше у меня уверенности в том, что не по словам их, а по делам их надо судить. И именно по ИХ ДЕЛАМ, а не по тому, что бы они могли, если бы они...

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 12:28 pm (UTC)(link)
Естественно, по делам.
Насчёт того, кто определяет. Шаг веры ведь слепой, верующий и определяет. Ну вот, например, некий христианин верит в личное спасение. Как он должен смотреть на атеиста, который на его глазах губит свою бессмертную душу? Тем более, если этот атеист ему дорог? Когда вера глубока - знание истинно, речь не идёт о навязывании его другому. Все мы некоторым истинным знанием обладаем, разве нет?

Все мы некоторым истинным знанием обладаем

[identity profile] manat9.livejournal.com 2010-10-03 01:15 pm (UTC)(link)
Вот! И я об этом.
Каждый так считает.
Только иногда некоторые начинают оспоривать МОЕ знание. А порой - Я доказываю, что ты, мол, дурак, если так считаешь.
Норма жизни - жить рядом с тем, с кем тебе интересно, кто тебе не безразличен, а не доказывать свою непреложность.

Правда, не всегда получается, увы.

Re: Все мы некоторым истинным знанием обладаем

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 01:46 pm (UTC)(link)
Доказывать вообще ничего не стоит, наверное. Но и согласиться с тем, что точно считаешь ошибочным, невозможно. Терпимость - один у нас выход:)

[identity profile] manat9.livejournal.com 2010-10-03 02:02 pm (UTC)(link)
Договорились.))) (В смысле - согласная я)

[identity profile] marfinca.livejournal.com 2010-10-03 02:15 pm (UTC)(link)
Ура:)